советы психолога

Психологические основы поведения детей на дороге

 Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в настоящее время стоит достаточно остро. Ранения, полученные в дорожно-транспортных происшествиях, чрезвычайно опасны: в основном, это черепно-мозговые травмы, в сочетании с тяжелыми повреждениями органов грудной и брюшной полости, переломами конечностей. Травмы, полученные в результате наезда на ребенка транспортного средства, особенно тяжелы. Последствия автотравм оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения, и не всегда проявляются сразу. В среднем каждый ребенок с автотравмой проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10 лет.

            Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценивать мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

            Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает "переварить" информацию и дать правильную команду к действию.

             Рост ребенка - серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и скорость восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых. На детей большое внимание оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют напрочь забывать об опасности, которой они могут быть подвержены.

            Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

            Стоящее же у обочины транспортное средство может вообще восприниматься ребенком не как опасность, а как «защита», и ребенок выбегает на проезжую часть не задумываясь, что за стоящим автомобилем нередко скрывается опасность – другой двигающийся автомобиль.

            Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него.

            Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, - он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

            Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение.

           

Выходом из этой ситуации может быть только система формирования у детей навыков безопасного преодоления проезжей части улицы. И в этом ребенку должны помочь как педагоги, так и родители!

 

Психологические и возрастные особенности поведения детей на дороге

 

         Не за горами то время, когда ваши дети будут ходить без сопровождения взрослых. И именно сейчас важно научить их правильно переходить дорогу. Многие родители делают грубейшие ошибки.  Для того чтобы грамотно рассказать детям  о правилах дорожного движения необходимо знать психофизиологические особенности детей.

         Улица и транспорт - это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценивать мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

         Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.

         Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к условиям движения.

         Внимание у детей непроизвольное, восприятие непосредственно. Ребенка интересуют только то, что эмоционально окрашено.Поэтому на дорогах его привлекают не те машины, которые несут опасность, а яркие и привлекательные.

         У дошкольников органы зрения находятся на стадии формирования. Они часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение». Ребенок может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180°, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу. В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, в особенности при езде на велосипеде. В 5 лет дети лучше ориентируются на расстоянии 5 метров - им трудно заметить и оценить обстановку, которая разворачивается на расстоянии более 5 метров.      В 6-7 лет, благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера, у ребенка увеличиваются возможности отследить события в 10 метровой зоне. Надежная ориентация приобретается не раньше, чем в 7-летнем возрасте.

         Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

         Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см, но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

         В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

         Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют забыть о возможной опасности.

         Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соразмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

         Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо проявить ему сообра­зительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решения и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребенку же требуется 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

         Кроме этого, надо иметь в виду, что шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

         Дети этого возраста не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, он может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для него гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

         Восприятие безопасности дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер машины, чем значительнее отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.

         Таким образом, предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • неспособность адекватно оценивать обстановку;
  • быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
  • преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
  • преобладание потребности в движении над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
  • переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
  • неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

        

         Каким образом родители могут помочь своим детям научиться безопасному поведению на дорогах?

         Прежде всего, родители должны являться для них примером – самим никогда не нарушать ПДД, объяснять детям поведение в различных дорожных ситуациях. Можно вместе читать книжки, использовать различные настольные и компьютерные игры по ПДД, которых немало появилось в магазинах. И главное – это практические занятия с детьми на улицах города, наблюдение за дорожными ситуациями, совместный переход проезжей части.

         Вот несколько примеров, как правильно объяснять правила дорожного движения детям:

1.    Вначале найди безопасное место для перехода.

Комментарий: именно «найди»! Главное – не только «в установленном месте» (не всегда рядом есть «зебра» или знак), но место с хорошим обзором. Не у поворотов, из-за которых могут выскочить машины. Как можно дальше от стоящих машин и других помех обзора. В таком месте, где и водитель легко заранее может заметить пешехода.

2.    Остановись на тротуаре возле проезжей части дороги.

Комментарий: обязательно «стой!». Всегда нужна остановка, пауза для наблюдения и оценки обстановки. Никогда не выходите, не выбегайте «с ходу»!

3.    Осмотрись и прислушайся - нет ли машин.

Комментарий: «осмотрись» - значит с поворотом головы и вправо и влево. «Прислушайся» - значит выбрось из головы посторонние мысли и помни, что машина может быть СКРЫТА.

4. Если видишь приближающуюся машину, дай ей проехать. Снова посмотри по сторонам.

Комментарий: ВСЕГДА ДАЙ ПРОЕХАТЬ – потому, что если даже машина едет медленно, за ней может быть скрыта другая. Снова посмотри по сторонам – потому, что проехавшая машина может скрывать за собой встречную – и потому, что, пока проезжала одна, могли появиться другие.

5. Если поблизости нет машин – переходи дорогу по прямой.

Комментарий: нет поблизости – значит, нет приближающихся, проехавших, стоящих машин. НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ОБЗОРУ И НЕ УГРОЖАЕТ.

6. Если что что-то мешает обзору и отойти сложно (например, на пешеходном переходе стоит неисправная машина), то, помни, что обзор ограничен, надо осторожно подойти к дороге и ОСТОРОЖНО ВЫГЛЯНУТЬ (в начале приостановившись), «что там за…?». Осматривать дорогу так, чтобы, если нужно, если едет машина, спокойно отойти назад.

7. При переходе продолжай внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдёшь дорогу.

Комментарий: смотреть по сторонам при переходе надо неоднократно, ведь обстановка может измениться: машина, едущая прямо – повернуть и т.д.

 

Привитие навыков безопасного поведения детей на дороге – долг каждого родителя!

Категория: Советы специалистов | Добавил: Атлантида (19.03.2015)
Просмотров: 700 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных. МБДОУ Детский сад №38 "Сказка" © 2021